Судьба и первый день войны выпускника Калинковичского военно-пехотного училища

В военной экспозиция Калинковичского государственного краеведческого музея имеется небольшой уголок, посвященный находившемуся в предвоенное время (1939-1941гг.) у нас в городе Калинковичскому военно-пехотному училищу (КВПУ).

Одним из его выпускников был Иван Иванович Скнар – выпускник КВПУ, защитник Брестской крепости. О судьбе этого человека, а также о первом дне войны поведал брестчанин Александр Алексеевич Пащук. Именно его рассказ и лег в основу этой истории.

Иван Иванович Скнар с раннего детства узнал, что такое труд, этот труд он совмещал с учёбой в школе и подработкой в колхозе, начало самостоятельной трудовой жизни, поступление в техникум механизации, по окончании которого он свяжет свою дальнейшую жизнь с армией, станет курсантом Калинковичского военного пехотного училища. 

И.И. Скнар  родился 21 апреля 1918 года в селе Озеряны Лохвицкого уезда Полтавской губернии

Время шло, всё постепенно менялось, рос и маленький  Ваня. Как и его старшие братья, он помогал по домашнему хозяйству своим родителям. С раннего детства Ваня узнал, что такое труд, особенно труд на земле.

В 1926 году пошёл в неполную среднюю школу, которая располагалась в родном селе. Будучи учащимся, 12 - летний Иван в 1930 году начал подрабатывать в сельском колхозе. Не от хорошей жизни ему пришлось пойти на такой шаг, надо было помогать семье.

Это нелёгкое время ему пришлось перетерпеть, совмещая учёбу в школе с трудовыми буднями в колхозе и помощью по хозяйству родителям. Но это не самое трудное было в его жизни, настоящая беда ждала впереди. В начале 1930-х годов по украинской земле прокатился массовый голод, который охватил обширные территории Советского Союза.

Но семья Скнар пережила и эту трагедию, и её страшное последствие. В 1932 году от голода умирает отец семейства Иван Поликарпович Скнар, а в 1933 – его родной брат Михаил. Но беды не надломили Ивана, он стал ещё сильнее духом. Весной 1933 года Иван заканчивает школьное обучение, а дальше наступила самостоятельная трудовая жизнь. 

В мае 1933 года Иван становится работником колхоза им.Ворошилова в с.Озеряны в должности учётчика. На трудолюбивого и смекалистого парнишку обратило внимание руководство Варвинского района Черниговской области, поэтому учётчиком он проработал до января 1934 года. Далее его ждала более ответственная работа. С января 1934 года он уже работает счетоводом – статистом по учёту горюче-смазочных материалов на Варвинской машинно-тракторной станции (МТС).

Отдаваясь полностью своей работе, Иван строил новые планы в своей жизни. Имея большое желание получить образование, он поступает в сентябре 1935 года в Нежинский техникум механизации сельского хозяйства.

По прошествии четырёх лет обучения в техникуме, в 1939 году, он его заканчивает по специальности техник-механик по тракторам и автомашинам. Распределение по выпуску молодой специалист получил в Сумскую область на Бурынскую машинно-тракторную станцию (МТС).

По истечении некоторого времени Иван Скнар в декабре 1939 года Нежинским городским военным комиссариатом (ГВК) Черниговской области Украинской Советской Социалистической Республики был призван в Рабоче-крестьянскую Красную Армию (РККА).

Иван Скнар, как ответственный советский комсомолец, решил связать свою дальнейшую жизнь с военной службой, написав заявление о поступлении в военное училище.

Из Нежинского ГВК новобранца Ивана Скнара направили в Калинковическое военное пехотное училище, которое располагалось в г.Калинковичи Полесской области.

В стенах военного учреждения готовили командиров стрелковых, пулемётных и миномётных взводов. Состав новоиспечённых курсантов был весьма неоднороден: прибывали сюда по рекомендациям партийных органов и комсомольским путевкам отобранные военкоматами призывники из разных уголков Советского Союза, имеющие восьмилетнее, среднее, техническое и, в редких случаях, высшее образование. Набор курсантов шёл с момента открытия училища до 23 февраля 1940 года.

Занятия начались 2 января 1940 года. Были сформированы 1, 2 и 3-я роты с двухгодичным сроком обучения, а также 13 и 14-я роты с годичным сроком обучения. 5 марта 1940 года 159 курсантов из 13-ой и 14-ой рот было отправлено в Минское военное пехотное училище имени М.И.Калинина (МВУ), а оттуда в Калинковичское военное пехотное училище получено 175 курсантов с двухгодичным сроком обучения.

Приказом Главного управления кадров Народного комиссариата обороны СССР № 00271 от 10 июня 1941 года вчерашним курсантам военного училища были присвоены лейтенантские звания, а в воскресный день 15 июня состоялся первый выпуск. Среди выпускников первого выпуска был и лейтенант Иван Иванович Скнар. Выпустилось 816 курсантов: по первому разряду – 53 человека, по второму – 416, по третьему – 347, из них 653 человек выпущены по программе пехотного училища и 163 – по программе стрелково-пулемётного училища. Это была последняя довоенная краса и гордость Красной Армии. И ещё, в честь первого выпуска курсантов по решению Военного Совета Западного особого военного округа (ЗапОВО) день 15 июня был объявлен праздником училища. Тогда ещё никто не мог представить, что через неделю многим выпускникам придётся сразиться с германской силой.

Вчерашние курсанты Калинковичского военного пехотного училища, а ныне возмужавшие молодые лейтенанты, ставшие последней предвоенной красой и гордостью Красной Армии, практически сразу после выпуска прибыли в воинские части для дальнейшего прохождения службы. В день подписания приказа Народного комиссариата обороны (НКО) СССР № 00271 от 10.06.1941 года о присвоении лейтенантских званий появился и приказ командующего Западного особого военного округа (ЗапОВО), в соответствии с которым многие выпускники училища были «переназначены» командирами пулеметных и минометных взводов 62-го, 64-го и 66-го укрепленных районов Белостокского выступа. В том же западном направлении часть молодых командиров были распределены в воинские подразделения, дислоцировавшиеся в Брестском гарнизоне.

Скнар Иван Иванович был направлен в 455-й стрелковый полк 42-й стрелковой дивизии, штаб полка располагался в Брестской крепости.

На момент начала Великой Отечественной войны 1-й батальон 455-го стрелкового полка располагался в форту VIII (Литеры «Б»), недалеко от деревни Дубровка (сейчас микрорайон Бреста), 2-й батальон находился на строительстве укрепрайона у д. Мельники (ныне территория Польской Республики), а 3-й был расквартирован в оборонительной казарме цитадели Брестской крепости… Благодаря воспоминаниям лейтенанта Махнача А.И. можно узнать, каким был довоенный VIII форт: «Это было крепостное укрепление. В больших бетонированных казематах, которые почти не возвышались над поверхностью земли, размещались казармы. Вокруг них был подковообразный двор. Здесь же стояла наспех сколоченная кухня командного состава и два длинных столика... Вечером мы подробнее ознакомились с укреплениями форта. Нам показали подземный бетонированный ход, который вел, по словам бойцов, на Центральный остров крепости. Зажигая спички, мы прошли этим ходом метров 150 — 200. Во многих местах стояла вода»…

22 июня, под утро всё вокруг затряслось, зашипело, было много дыма, казалось, что наступил конец света. Форт VIII оказался в огненном мешке. По нему вёлся огонь из вражеской артиллерии, авиация противника с воздуха наносила бомбовые удары по каменной твердыне. Рокот разрывающихся снарядов был настолько сильным, что всё живое, казалось, просто не выживет. Чтобы понять, какая была обстановка в форту в первые минуты начала войны, приведу воспоминания защитника форта сержанта Воробьева Степана Васильевича: «Разбудили взрывы и прямое попадание в казарму.  Едкий дым ел глаза, трудно было дышать, стоны, крики, темнота, суматоха усиливали смятение... Вокруг чаще рвались снаряды, огневые вспышки озаряли казарму и бегущих людей. Все стремились к бетонному укрытию форта»…

C первыми разрывами снарядов Иван Скнар оказался в расположении части и практически в числе первых из командного состава. А в это время шквал огня продолжал обрушиваться на форт всё сильнее и сильнее.  Но этот огненный ужас разразившейся войны не испугал и не надломил стойкости духа красноармейцев Рабоче-крестьянской Красной Армии. Все, как один, стали на защиту своей родной земли, чтобы бить захватчиков. Под свист немецких пуль и гул снарядов Скнар И.И. принял свой первый в жизни смертельный бой. Враг был совсем близок. На суровом лице лейтенанта ни один мускул не дрогнул, лишь только рука крепко сжимала пистолет, из которого точечно вёлся огонь по противнику. Бесстрашие молодого командира ещё больше придавало уверенности бойцам в своей несокрушимости перед врагом. В момент начала войны многих командиров в расположении батальона не оказалось, личный состав был разбит на группы с указанием каждого участка обороны. На валу установили станковые пулеметы, у стены форта - миномет. В течение первых суток кровопролитного сражения противник предпринял несколько атак на форт, но безуспешно. Бойцы, вгрызаясь в землю, из последних сил, изнемогая, держались как могли. С каждой минутой защитников становилось всё меньше и меньше, да и боеприпасы заканчивались. Связи с крепостью не было, телефонные провода были перебиты. Но форт ещё держался.

С наступлением ночи оставшиеся в живых пошли на прорыв. Среди них был лейтенант Скнар. Прикрывая отход своих товарищей, в форту остались трое тяжелораненых красноармейцев, которые добровольно приняли решение не покидать свой боевой пост…

Сергей Малащенко

600